http://www.proshkolu.ru/user/lufahyan58/folder/1092653/
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ
1. Назначение КИМ ЕГЭ
Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки
лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с
использованием заданий стандартизированной формы (контрольных
измерительных материалов).
ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Контрольные измерительные материалы
позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования по литературе, базовый и профильный уровни.
Результаты единого государственного
экзамена по литературе признаются образовательными организациями
среднего профессионального образования и образовательными организациями
высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
Содержание экзаменационной работы
определяется на основе Федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа
конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного
общего и среднего (полного) общего образования по литературе,
утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от
30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к
кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).
государственного экзамена по литературе).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Принципы отбора содержания и разработки
структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных
и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению
образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и
высшего профессионального образования.
Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по
литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры
экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания,
обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось
количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в
2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа:
эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к
литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом,
связанных с нравственной проблематикой художественных произведений;
разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности;
уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение
заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.
В каждый вариант КИМ включаются различные
как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение
которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов
содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных
компетенций и общеучебных навыков.
Содержание и структура экзаменационной
работы дают возможность проверить знание выпускниками содержательной
стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый
комплекс умений по предмету (см. п. 5).
Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе
от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета
видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного
текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления
литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на
проблемный вопрос и т.п.
4. Структура КИМ ЕГЭ
В экзаменационной работе выделены две части
и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий,
различающихся формой и уровнем сложности.
В части 1 предлагается выполнение заданий,
включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется
умение выпускников определять основные элементы содержания и
художественной структуры изученных произведений (тематика и
проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды
тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные
произведения во взаимосвязи с материалом курса.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к
фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического
произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания
слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с
развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к
лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10—14) и 2
задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).
Общая структура части 1 подчинена задаче
широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные
тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание
выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать
текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход
в широкий литературный контекст (обоснование связи данного
художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях
аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи
изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания
проверяемого литературного материала.
Следование предложенному алгоритму работы
позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей
структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть
сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические
особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в
литературный контекст.
Часть 2 работы требует от
участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на
литературную тему (таким образом, к отработанному в части 1
литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент
проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса (17.1-17.3).
охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного
процесса: 17.1 - по произведениям древнерусской литературы, классики
XVIII в. и первой половины XIX в.: 17.2 - по произведениям второй
половины XIX в.: 17.3 - по произведениям XX в. Выпускник выбирает только
один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая
свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа
дает выпускнику возможность показать свое отношение к проблемам.
поднимаемым писателем. понимание художественного своеобразия
произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной
самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы
как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями
формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и
потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
Тренировочный тест.
Вариант I
Часть
1. Анализ отрывка из эпического произведения
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после
текста
На
Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться
вследствие одного весьма неприятного
для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной
коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер
раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он,
отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой
середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами.
Кругом, разумеется, раздавался смех.
- И за дело!
- Выжига какая-нибудь.
- Известно, пьяным представится да
нарочно и лезет под колеса; а ты за него
отвечай.
- Тем промышляют, почтенный, тем
промышляют...
Но в ту минуту, как он стоял у перил и
все еще бессмысленно и
злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он
почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в
головке и козловых башмаках, и с
нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком,
вероятно дочь. "Прими, батюшка, ради Христа". Он
взял и они
прошли мимо. Денег двугривенный. По платью и по виду они
очень могли принять его за нищего, за
настоящего собирателя грошей на улице, а
подаче целого двугривенного
он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.
Он зажал двугривенный в руку, прошел
шагов десять и оборотился лицом к
(1)________, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода
почти голубая, что на (2)_________ так редко бывает. Купол собора,
который ни с
какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста,
не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый
воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его
украшение. Боль от
кнута утихла, и (3)_____________ забыл про удар; одна
беспокойная и не
совсем ясная мысль занимала его теперь
исключительно. Он стоял
и смотрел вдаль долго и
пристально; это место
было ему особенно
знакомо. Когда он
ходил в университет, то
обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь
домой, - случалось ему, может быть раз сто,
останавливаться именно на
этом же самом
месте пристально вглядываться в эту действительно великолепную
панораму и каждый раз почти удивляться одному
неясному и неразрешимому
своему впечатлению. Необъяснимым
холодом веяло на него всегда от этой
великолепной панорамы; духом
немым и глухим полна была для него эта пышная
картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному
впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее.
Теперь вдруг резко вспомнил
он про эти прежние свои вопросы и недоумения,
показалось ему, что
не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то
показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился,
как прежде, как
будто и действительно вообразил, что может о том же
самом мыслить теперь, как и прежде,
и такими же прежними темами и
картинами интересоваться, какими
интересовался... еще так недавно.
Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то
чуть видно под ногами,
показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли, и
прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся
эта панорама, и он сам, и все, все...
Казалось, он улетал куда-то вверх, и все
исчезало в глазах
его... Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке
своем зажатый двугривенный. Он разжал
руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел
домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и
всего в эту минуту.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
1.
Вставьте вместо пропусков (1) и (2) название реки, о которой идет речь в
отрывке (слово запишите в именительном падеже).
2.
Вставьте вместо пропуска (3) фамилию героя, о котором идет речь в отрывке.
3.
Какое событие отделило героя от «прежнего прошлого»? (ответьте одним словом)
4.
Как называется описание внешнего по отношению к герою незамкнутого
пространства: природы, города и т.п.?
5.
Как называются образные определения, использованные автором в описании
«великолепной панорамы»: необъяснимый
холод, дух немой и глухой, пышная картина?
6.
Как называется соположение контрастных слов, понятий, образов, с которым мы
встречаемся, например, в таких фрагментах: «даже
чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли», «в какой-то
глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это
прежнее прошлое... казалось, он улетал куда-то вверх»?
7.
На каком художественном приеме строится последнее предложение отрывка?
Часть
2. Анализ лирического произведения.
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы
после текста
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1818
А.С.Пушкин
8.
Поэтическая мысль в стихотворении
развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает
этого добиться?
9.
Выпишите из первого четверостишия слово, которое является синонимом к слову «упованье»?
10.
Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках «Мой друг, отчизне посвятим», «Товарищ,
верь: взойдет она» и делает стихотворение эмоциональным.
11.
Выпишите из последнего предложения обособленное приложение, ставшее крылатой
фразой и давшее название знаменитому кинофильму об эпохе декабристов.
12.
Определите жанр этого стихотворения. Для этого обратите внимание на название,
на интонационные особенности последних двух предложений.
Ответы
1
- Нева
2
- Раскольников
3
- преступление
4
- пейзаж
5
- эпитет
6
- антитеза
7
- сравнение
8
- глагол
9
- надежда
10
- обращение
11
- звезда пленительного счастья
12
- послание
Вариант II
Часть
1. Анализ отрывка из эпического произведения
Прочитайте
отрывок и ответьте на вопросы после текста
Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на
крыльце самого хозяина, который
стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть
получше подъезжавший экипаж. По мере
того как бричка близилась к
крыльцу, глаза его
делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
- Павел Иванович! - вскричал он наконец,
когда Чичиков вылезал
из брички. - Насилу вы таки нас вспомнили!
Оба приятеля очень крепко поцеловались, и
_______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого
они будут проходить
сени, переднюю и столовую, несколько
коротковато, но попробуем,
не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать
кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие
очень трудно. Гораздо
легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со
всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный
морщиною лоб, перекинутый через плечо
черный или алый, как огонь, плащ - и портрет
готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида
очень похожи между собою, а между тем
как приглядишься, увидишь много самых
неуловимых особенностей, - эти господа
страшно трудны для
портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока
заставишь перед собою выступить все
тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять
уже изощренный в
науке выпытывания взгляд.
Один бог разве мог сказать, какой
был характер ________.
Есть род людей, известных под
именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе
Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним
следует примкнуть и ________. На взгляд
он был человек видный; черты лица его были
не лишены приятности, но в эту
приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее
расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был
белокур, с голубыми глазами.
В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать:
"Какой приятный и добрый
человек!" В следующую за тем
минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь:
"Черт знает что такое!"
- и отойдешь подальше; если ж не отойдешь,
почувствуешь скуку смертельную.
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
1.
Как сам Н.В.Гоголь определил жанр
«Мертвых душ»?
2.
Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.
3.
В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте
цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведенного отрывка.
4.
Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт
лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?
5.
На каком приеме основано соположение контрастных образов, с которым мы
встречаемся, например, в следующем фрагменте: «Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай
краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови,
перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь,
плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые
с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много
самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».
6.
Прочитайте еще раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами
какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения
«характеров большого размера»?
7.
Какой фольклорный жанр используется в приведенном фрагменте для характеристики
героя?
Часть
2. Анализ лирического произведения
Прочитайте
стихотворение и ответьте на вопросы после
текста
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без
калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
1913
Владимир Маяковский
8.
Черты какого поэтического направления
начала 20 века можно найти в этом стихотворении?
9.
Выпишите из последнего четверостишия два обособленных приложения, в которых
лирический герой определяет самого себя. (Приложения поставьте в именительный
падеж).
10.
Назовите художественный прием, основанный на внутреннем уподоблении предметов и
явлений и лежащий в основе многих образов стихотворения (например, шкатулки стихов, раковины вещей, бабочка
сердца).
11.
Обычно в художественном приеме сравнения используется союз как. Но во втором
четверостишии использована еще одна форма сравнения – без союза. Какой падеж
существительного позволяет выразить это сравнение?
12.
Как называется использование одинаковых или похожих звуков с целью создания
слуховой картины (например, в строке вытечет
по человеку ваш обрюзгший жир)?
ОТВЕТЫ
1
- поэма
2
- Манилов
3
- 1
4
- портрет
5
- антитеза
6
- романтизм
7
- пословица
8
- футуризм
9
- грубый гунн, бесценных слов транжир и мот
10
- метафора
11
- творительный
12
- звукопись
Вариант Ш
Часть
1. Анализ отрывка из драматического произведения
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после
текста
Те
же, Дикой и Кулигин
Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.)
Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!
Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого,
ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому
нужна эта польза?
Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше
степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и
поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами
размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку
прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу, и цифры вырежу
уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять, или прочие,
которые гуляющие, сейчас подойдете и видите <...> А то этакое место
прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и
проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз
оно приятней.
Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким
вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в
расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли?
Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну,
тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну, что
значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.
Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя
знает.
Кулигин. Коли я свои труды хочу даром
положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают; про
меня никто дурно не скажет.
Дикой. Ну, и пущай знают, а я тебя знать не
хочу.
Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич,
честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я
и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для
других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось
тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж
ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу —
помилую, захочу — раздавлю.
Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я,
сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше
степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»
Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь
ты!
Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не
делаю, а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь
для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, иного; была б только воля на
доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы
громовых отводов.
Дикой(гордо). Все суета!
Кулигин. Да какая же суета, когда опыты
были.
Дикой. Какие такие там у тебя громовые
отводы?
Кулигин. Стальные.
Дикой(с гневом). Ну, еще что?
Кулигин. Шесты стальные.
Дикой(сердясь более и более). Слышал, что шесты,
аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
Кулигин. Ничего больше.
Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а?
Ну, говори!
Кулигин. Электричество.
Дикой(топнув ногой). Какое еще там
елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается,
чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи,
обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? говори! Татарин?
Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство,
Державин сказал:
Я
телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему
отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные! прислушайте-ка, что он говорит!
Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А
вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)
А.Н.Островский «Гроза»
1.
К какому из трех родов литературы
относится пьеса «Гроза» (ответ запишите в именительном падеже)?
2.
Какое устройство предлагает установить на бульваре механик-самоучка Кулигин в
первой части фрагмента?
3.
Гроза в пьесе – это иносказательный образ, имеющий множество значений и
обладающий особой смысловой емкостью. Как называется такой образ в
литературоведении?
4.
Как называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в
основу сценического действия (такое столкновение между Диким и Кулигиным мы
наблюдаем в приведенном фрагменте)?
5.
Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании
их высказываний в разговоре?
6.
Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в
ответ на слова другого персонажа?
7.
В приведенном фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям
героев, стоящие в скобках. Каким термином их обозначают?
Часть
2. Анализ лирического произведения
Прочитайте
стихотворение и ответьте на вопросы после текста
* * *
Я
тебе ничего не скажу,
И
тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый
день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.
И
в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я
тебе ничего не скажу.
1885
г
А.А.Фет
8.
Как называется композиция стихотворения,
при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой
круг?
9.
Как называется прием внутреннего образного сопоставления предметов и явлений,
делающий картину ярче, выразительнее (мы встречаемся с ним, например, в
словосочетании сердце цветет)?
10.
Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и
того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).
11.
Каким размером написано стихотворение?
12.
Изображая ночное пробуждение природы, А.Фет использует прием повторения
одинаковых или близких звуков (Раскрываются
тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт).
Как называется такой прием?
ОТВЕТЫ
1
- драма
2
- часы
3
- символ
4
- конфликт
5
- диалог
6
- реплика
7
- ремарка
8
- кольцевая
9
- метафора
10
- анафора
11
- анапест
12
- звукопись
Литературные параллели
Возможные темы для подготовки к
выполнению задания С2.
Задание С2 требует от ученика привлечения
литературного контекста. Данная таблица[1] предлагает перечень
возможных тем и произведений, в которых эти темы нашли свое отражение.
Тема
|
Произведения
|
1.Тема государя, правителя.
|
1. М.
В. Ломоносов «Ода на день
восшествия…Елизаветы».
2. Г.
Р. Державин «Фелица».
3. А.
С. Пушкин «Медный всадник»,
«Капитанская дочка», «Борис Годунов».
4. М.
Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова».
5. Л.
Н. Толстой «Война и мир».
6. А.
Н. Толстой «Петр I».
7. С.
А. Есенин «Пугачев».
|
2.Тема «сытых»
|
1. М.
Е.Салтыков–Щедрин «Повесть о том, как один мужик…», «Дикий помещик».
2. А.
А. Блок «Сытые».
3. А.
П. Чехов «Крыжовник».
4. И.
А. Бунин «Господин их Сан-Франциско».
|
3.Тема «униженных и оскорбленных»
|
1. А.
Н. Островский «Гроза».
2. Ф.
М. Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи», «Преступление и наказание».
3. Н.
А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
4. А.
М. Горький «На дне».
|
4.Тема «маленького человека»
|
1.
А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник».
2.
Н. В. Гоголь «Шинель».
3.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
4.
А. П. Чехов «Смерть чиновника».
5.
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
|
5.Тема «лишнего человека»
|
1.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
2.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
3.
И. А. Гончаров «Обломов».
|
6.Тема вырождения «дворянских гнезд»
|
И. С. Тургенев «Дворянское гнездо».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы».
И. А. Гончаров «Обломов».
А. П.Чехов «Вишневый сад».
|
7.Тема «пошлости» окружающего мира и
бездуховного существования
|
1. А.
С. Грибоедов «Горе от ума».
2. А.
С. Пушкин «Евгений Онегин».
3. М.
Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
4. Н.
В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души».
5. А.
П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата №6».
6. Л.
Н. Толстой «Война и мир».
7. И.
А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
8. В.
В.Маяковский «О дряни».
|
8.Тема Родины
|
1. М.
Ю. Лермонтов «Родина» и др.
2. Н.
А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
3. С.
А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная» и др.
4. А.
А. Блок «Русь», «Россия» и др.
5. Н.
М. Рубцов «Тихая моя родина…», «Звезда полей» и др.
6. М.
И. Цветаева «Тоска по Родине! Давно…» и др.
7. А.
Т.Твардовский «За далью - даль», «Страна Муравия» и др.
8. Д.
С. Лихачев «Земля родная».
9. В.
А. Солоухин «Владимирские проселки».
|
9. Назначение поэта и поэзии.
|
1. Г.
Р.Державин «Памятник».
2. А.С.
Пушкин «Пророк», «Поэт», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…» и др.
3. М.
Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» и др.
4. Н.
А. Некрасов «Элегия», «Поэт и Гражданин», «Вчерашний день…» и др.
5. А.
А. Блок «О, я хочу безумно жить…» и др.
6. М.
И. Цветаева «Моим стихам…» и др.
7. А.
А.Ахматова «Творчество» и др.
8. Б.
Л. Пастернак «Февраль. Достать чернил…», «Определение поэзии».
|
10. Тема любви
|
1. А.С.
Грибоедов «Горе от ума».
2. А.С.
Пушкин «К***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Дубровский», «Метель», «Барышня-крестьянка».
3. М.
Ю. Лермонтов «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Герой нашего
времени», «Маскарад».
4. Н.
В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Тарас
Бульба».
5. И.
А. Гончаров «Обломов».
6. И.С.Тургенев
«Ася», «Отцы и дети», «Рудин».
7. Ф.
И.Тютчев «Я помню время золотое…», «Я встретил Вас…», «Последняя любовь», «О,
как убийственно мы любим», «Я очи знал…».
8. Н.
А.Некрасов «Русские женщины».
9. Ф.
М. Достоевский «Белые ночи», «Бедные люди», «Преступление и наказание»,
«Идиот», «Братья Карамазовы».
10. Л.
Н.Толстой «После бала»,«Война и мир», «Анна Каренина».
11. А.
П.Чехов «Душечка», «О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином».
12. И. А.
Бунин «Темные аллеи».
13. А. И.
Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».
14. А. А.
Блок «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о
славе…», «В ресторане».
15. С. А.
Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,
«Письмо женщине», «Анна Снегина».
16. В.
В.Маяковский «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой».
17. А. А.
Ахматова «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить…», «Сжала
руки под темной вуалью…».
18. М. А.
Булгаков «Мастер и Маргарита».
19. Б. Л.
Пастернак «Зимняя ночь», «Доктор Живаго».
20. М. А.
Шолохов «Поднятая целина», «Тихий
Дон».
|
11.Тема родной природы
|
1. А.С.Пушкин
«Евгений Онегин».
2. И.С.Тургенев
«Записки охотника».
3. Ф.
И.Тютчев «Весенние воды», «Люблю грозу в начале мая…», «Осенний вечер», «Есть
в осени первоначальной», «Не то, что мните вы, природа» и др.
4. Л.
Н.Толстой «Война и мир».
5. А.
Н. Островский «Снегурочка».
6. И.
А. Бунин «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».
7. А.
И. Куприн «Олеся».
8. С.
А. Есенин «Береза», «Поет зима - аукает», «Выткался на озере алый свет зари…
», «О красном вечере задумалась дорога…» и др.
9. В.
Г. Распутин «Прощание с Матерой».
10. В.
П.Астафьев «Царь-рыба».
11. В. А.
Солоухин «Владимирские проселки», «Камешки на ладони».
|
12.«Мысль народная», военная тематика
|
1. М.
Ю. Лермонтов «Бородино».
2. Л.
Н. Толстой « Севастопольские рассказы», «Война и мир».
3. В.
П. Некрасов «В окопах Сталинграда».
4. В.
Л. Кондратьев «Сашка».
5. В.В.Быков
«Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета» и др.
6. Б.
Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился».
7. Ю.
В. Бондарев «Горячий снег».
|
14.Тема совести и нравственного выбора
|
1. А.
С. Пушкин «Капитанская дочка».
2. М.
Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова».
3. Ф.
М. Достоевский «Преступление и наказание».
4. Л.
Н. Толстой «Война и мир».
5. М.
А. Шолохов «Тихий Дон».
6. М.
А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
7. В.
В. Быков «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета» и др.
8. Б.
Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился».
9. А.
И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».
|
15.Тема «отцов и детей»
|
1. Д.
И. Фонвизин «Недоросль».
2. А.
С. Грибоедов «Горе от ума».
3. А.
Н. Островский «Гроза».
4. И.
С. Тургенев «Отцы и дети».
5. Л.
Н. Толстой «Война и мир».
|
16.Тема крестьянского бунта
|
1. А.
С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский».
2. Н.
А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
3. Л.
Н. Толстой «Война и мир».
4. М.
Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
|
17. Тема «слуг и господ»
|
1. Д.
И. Фонвизин «Недоросль».
2. А.
С. Пушкин «Няне».
3. А.
С. Грибоедов «Горе от ума».
4. А.
С. Пушкин «Капитанская дочка».
5. Н.
В. Гоголь «Ревизор».
6. И.
А.. Гончаров «Обломов».
7. И.
С. Тургенев «Отцы и дети».
|
[1]Таблица
“Литературные параллели” //И.Страшко. Литературные параллели – газета «Литература»,
№21, 2009.[1]
План сопоставительного анализа поэтических текстов
1. Найти черты сходства текстов на уровне:
- сюжета или
мотива
- системы образов
- лексики,
- тропов,
- синтаксических конструкций,
- риторических фигур
- других параметров, подсказанных самими текстами (цветопись, звукопись,
деталь и
т.д.)
2. Найти различия на тех же уровнях.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в
произведениях одного и того же автора;
- разницей времени написания, определившей изменение
взглядов;
- различием художественных
задач;
- противоречиями мировоззрения и
мироощущения;
- другими
причинами.
б) в произведениях разных авторов:
- если творчество принадлежит разным литературным направлениям,
- различием эстетических принципов;
- различием художественных миров;
- различием художественных миров;
- если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей
литературного развития;
-если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только
индивидуальных, но и национальных художественных миров.
4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых
текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.
Учительский проект
Сочинения, написанные учителем
Комментариев нет:
Отправить комментарий