Контрольная работа «Литература 18 века»
I. Собери
отрывки из «Слова» в хронологическом порядке.
1.Игорь
князь с могучею дружиной
Мила-брата
Всеволода ждёт.
Молвит
буй-тур Всеволод: - Единый
Ты мне брат,
мой Игорь, и опло!
Дети Святослава
мы с тобою,
Так седлай
же борзых коней, брат!
А мои давно
готовы к бою,
Возле Курска
под седлом стоят.
2. Слава
князю Игорю,
Буй-тур
Всеволоду,
Владимиру
Игоревичу!
Слава всем,
кто, не жалея сил,
За христиан
полки поганых бил!
Здрав будь,
князь, и вся дружина здрава!
Слава князям
и дружине слава!.
3.Над
широким берегом Дуная,
Над великой
Галицкой землей
Плачет, из
Путивля долетая,
Голос
Ярославны молодой…
4.Не пора ль
нам, братия, начать
О походе
Игоревом слово,
Чтоб старинной
речью рассказать
Про деянья
князя удалого?
5.Слава князю Игорю,
Буй-тур
Всеволоду,
Владимиру
Игоревичу!
Слава всем,
кто, не жалея сил,
За христиан
полки поганых бил!
Здрав будь,
князь, и вся дружина здрава!
Слава князям
и дружине слава!.
6.И тогда
великий Святослав
Изронил свое
златое слово,
Со слезами
смешано, сказав:
- О сыны, не
ждал я зла такого!
Загубили
юность вы свою,
На врга не
вовремя напали,
Не с великой
честию в бою
Вражью кровь
на землю проливали.
7.Уж не
каркнет ворон в поле,
Уж не
крикнет галка там,
Не трещат
сороки боле,
Только
скачут по кустам.
Дятлы Игоря
встречая,
Стуком кажут
путь к реке,
И, рассвет
весёлый возвещая,
Соловьи
ликуют вдалеке.
8.Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь
на светило:
Середь
бела-дня ночная тень
Ополченья
русские покрыла.
II. Найдите
авторов этих строк.
1. И
вы подобно так падёте,
Как с древ
увядший лист падёт!
И вы подобно
так умрёте,
Как ваш
последний раб умрёт!
Воскресни,
Боже! Боже правых!
И их молению
внемли:
Приди, суди,
карай лукавых
И будь един
царём земли.
3. Царей и
царств земных отрада,
Возлюбленная
тишина,
Блаженство
сёл, градов ограда,
Коль ты
полезна и красна!
Вокруг тебя
цветы пестреют
И классы на
полях желтеют;
Сокровищ
полны корабли
Дерзают в
море за тобою;
Ты сыплешь
щедрою рукою
Своё
богатство по земли.
1.
В.А.Жуковский
2.
А.С.Пушкин
3.
М.В.Ломоносов
4.
Н.В.Гоголь
5.
А.Н.Радищев
6.
А.С.Грибоедов
7.
Г.Р.Державин.
|
III. Кому
принадлежат эти слова и к какому произведению они относятся?
«Я взглянул
окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил
взоры во внутренность мою и узрел, что бедствия человека происходят от
человека, и часто от того только, что он взирает прямо на окружающие его
предметы…Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во
благоденствии себе подобных».
1.
В.А.Жуковский
2.
А.С.Пушкин
3.
М.В.Ломоносов
4.
Н.В.Гоголь
5.
А.Н.Радищев
6.
А.С.Грибоедов
7.
Г.Р.Державин.
|
IV. Вставьте
пропущенные слова в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
1.
Отец Лизы был довольно зажиточный поселянин, потому что он … работу,
пахал землю и вёл всегда трезвую жизнь.
2.
Прошло года два после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла
в Москву с … .
3.
Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего … его давно искало.
4.
Наконец … дней сряду она не видела его и была в величайшем беспокойстве;
в … пришёл он с печальным лицом и сказал ей : «Любезная Лиза! Мне должно
на несколько времени с тобой проститься»
5.
В один день Лиза должна была идти в Москву, затем чтобы купить розовой воды,
которую мать её лечила … свои.
6.
Вот … рублей – возьми их, - он положил ей деньги в карман, - позволь мне
поцеловать тебя в последний раз - и поди домой.
VI.
Закончите предложения:
1.
Сентиментализм -
2.
Классицизм -
3.
Теория «трёх штилей» -
4.
Закон трёх единств -
VII. Какие
произведения 18 века Вы бы прочитали ещё раз и почему?
Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль" в таблицах
3. Художественные особенности комедииВо второй половине XVIII века, в самую мрачную пору царствования
Екатерины Денис Иванович Фонвизин пишет свою замечательную комедию
«Недоросль». Первая постановка комедии состоялась в 1782 году и имела
огромный успех у зрителей. О первом представлении комедии один из
современников вспоминает так: «...Театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». |
2. Герои комедии
(в переводе с греческого «являющий свою мать»)
|
|
О воспитаниии образовании |
Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.
|
Основные чертыхарактера |
Избалованный «маменькин сынок», выросший и
сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного
дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то
же время грубый и капризный.
|
Отношениек другим людям |
Не уважает других людей. Еремеевну (няньку)
называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями
не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).
|
Отношениек просвещению |
Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению.
|
Отношение к родными близким людям |
Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке.
|
Особенности речи | Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебрежительный, порой грубый. |
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать. |
О воспитании и образовании | Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет». |
Основные черты характера | Невежественен, умственно не развит, жаден. |
Отношение к другим людям | Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих крепостных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий. |
Главный интерес в жизни | Скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем расположение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу. |
Отношение к родным и близким людям | Ради возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) готов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана. |
Особенности речи | Невыразительная речь необразованного человека, часто употребляет грубые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых. |
Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.
|
Учитель математики. | Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю». |
Учитель русского и церковнославянского языка. | Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден. |
Учитель истории. | Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика. |
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы
выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего
ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и
необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не
сможет проверить результатов их труда.
|
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличительные черты | В доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому. |
Отношение к Митрофану | Не щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». |
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы | У нее сильно развито чувство долга, но нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Живет в постоянном страхе, трепещет перед своей госпожой. |
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность. |
Герои положительные
О значении имени | Человек, думающий по-старому, отдающий предпочтение приоритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий традиции и мудрость, накопленный опыт. |
Образование Стародума | Просвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей того времени. |
Гражданская позиция героя |
Это патриот: для него честная и полезная служба
Отечеству - первая и священная обязанность дворянина. Требует
ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе
подобных беззаконно».
|
Отношение к другим людям | Человека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества... без знатных дел знатное состояние ничто». |
Какие качества почитает как человеческие достоинства | Горячий защитник человечности и просвещения. |
Размышления героя о воспитании | Нравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». |
Какие черты в людях вызывают справедливое негодование героя | Косность, дикость, злонравие, бесчеловечность. |
«Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время». |
Правдин | Честный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом отбирать у жестоких помещиков имения в опеку. |
Милон | Верный своему долгу офицер, настроен патриотически. |
Софья | Образованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших. |
Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и необразованность таких помещиков, как Простаковы-Скотинины. |
Особенности комедии классицизма
Герои комедии
|
• Люди низкого сословия.
• Низменные интересы, достойные осмеяния.
• Каждый - носитель одной черты, одного порока.
|
Правило трех единств
|
• Единство действия, т. е. в основе должен лежать один конфликт.
• Единство места (действие происходит в одном месте).
• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
|
Назначение комедии
|
• Смехом казнить пороки.
|
• Героическое и трагическое в комедии не допускается.
|
В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма,
т. е. автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни.
Поэтому в комедии можно увидеть особенности реалистического направления в
литературе, которые проявляются в следующем:
• Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов героев.
• Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных героев.
• Каждый образ - раскрывает определенную сторону действительности.
• Автор не скрывает своего
расположения и антипатии к героям (одних он беспощадно казнит гневным
негодованием и язвительным убивающим смехом, к другим относится с
веселой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией).
• Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к жизни, к людям и действиям.
• Особенно значимы авторские ремарки.
• Каждый герой (особенно отрицательный) - типичный представитель своего класса.
• Каждый герой - это живой человек, а не схема, не олицетворение какого-либо одного качества, как это было раньше.
• Правила классицизма нарушаются автором и
в самом построении комедии: кроме смешных (комических) сцен в комедии
есть и трагические, которые раскрывают тяжелые стороны крепостнического
быта.
• Кроме основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное отношение.
• Яркость и выразительность языка.
Герои | Характеристика | Речь персонажа |
Отрицательные персонажи | ||
Госпожа Простакова | Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. «Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома» называет её Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё. | Тришке — «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевне — «бестия», «каналья», «собачья дочь».Стародуму — «благодетель».»Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем».«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.» |
Скотинин | Ещё один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюблённый и жестокий. Единственная страсть — свиньи и всё, что с ними связано, придаёт его образу некое подобие животного. | «Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».«Люблю свиней…»«В деревеньках ваших водятся ли свинки?»« Я и своих поросят завести хочу».«…как чорта изломаю… будь я свиной сын…»«Эко счастье привалило».«Я бы те … за ноги,да об угол», «Ах ты чушка проклятая!» — Митрофану.«Да вишь как развизжалась» — о сестре. |
Митрофан | Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя «говорящее», ведь Митрофан в переводе с греческого — «похожий на мать». Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где «матушка бьёт батюшку». Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. «Невежда без души — зверь», по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. «Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет», — говорит о нём Софья. «Чушка проклятая», как называет его дядя, — конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически «недорослем» считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ «недоросля», благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. | Еремеевне — «старая хрычовка»; дяде — «Убирайся, дядюшка; проваливай»; «гарнизонная крыса» — учителю Цыфиркину..«Пострел их побери и с Еремеевной» — об учителях.«Не хочу учиться, хочу жениться».«Все к чорту!» |
Простаков | Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный «бесхребетный подкаблучник», в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин. | |
Положительные персонажи | ||
Правдин | Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. | «Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими … власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании». |
Софья | Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя её «мудрость». Честная и образованная. «Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум. | «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они — способы ксчастью».«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных». |
Стародум | Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. | «Просвещение возвышает одну добродетельную душу».«Наличные деньги не наличные достоинства».«Начинаются чины — перестаёт искренность».«Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время».«Достоинство сердца неразделимо».«Главная цель всех знаний человеческих — благонравие». |
Милон | Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума. | «Я влюблен, и имею счастье быть любим».«Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…» |
Второстепенные персонажи | ||
Цыфиркин | В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: «За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму».Грубоватый, но прямолинейный и честный. «Праздно жить не люблю», — говорит он. «Прямым добрым человеком» назван Стародумом. | «Здешни господа добры командеры!», «здесь беглый огонь в суткисряду часа по три».«Здравствовать сто лет, да двадцать,да еще пятнадцать, несчетны годы». |
Кутейкин | Недоучившийся семинарист с «говорящей» фамилией: кутья — обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чём свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков», «сиречь животина, скот». Жаден к деньгам, старается не упустить своего. | Церковно-славянская лексика: «тьма кромешная», «горе мне грешному», «звах бых», «приидох», «убояся бездны премудрости». |
Вральман | Немец Адам Адамович — бывший кучер Стародума. Человек — проходимец, о чём и говорит его фамилия, выдаёт себя за учёного, который может научить «по-французски и всем наукам», а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. | «Умарить хотят репенка!»«Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками». |
Еремеевна | Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день». | «… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала».»…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий